Случайное фото

Наш опрос

Какие впечатления остались у вас от посещения музея?
Всего ответов: 7

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Календарь

Случайное видео

Шахта "Байдаевская"

Информационная справка

Трудовые биографии шахтеров

Авария на шахте

Фотогалерея

Видео

Информационная справка

Добыча угля на шахте «Байдаевская» началась в 1940 году. Начав свою работу со среднесуточной добычи 392 тонны угля, в дальнейшем шахта выросла в крупное механизированное предприятие с добычей 5000 тонн угля в сутки. 70-е - 80-е годы для коллектива шахты - это постоянные поиски резервов улучшения производственных показателей и реконструкция. На помощь в этой работе пришли новые механизированные комплексы, проходческие комбайны. Уровень добычи из механизированного забоя в 1985 году составил 94,4%, а комбайновой проходки - 60,2%.

За достижение наивысших результатов во всесоюзном социалистическом соревновании и в ознаменование 50-летия образования СССР, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров наградил коллектив шахты «Байдаевская» юбилейным почетным знаком.

Конкретным вкладом шахты в общую копилку был рекорд бригадира Пластуненко А.М. в 500 тысяч тонн угля за год на комплексе ОКП-70 на пологом падении. Успехи бригады стали возможны благодаря трудовой дисциплине и личной заинтересованности всех её членов в выполнении плана и обязательств.

А.М. Пластуненко - Почетный шахтер, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, награжден знаками «Шахтерская Слава» 3-х степеней.

Коллектив очистной комплексно-механизированной бригады Роберта Альвисовича Шмидта являлся лучшим на шахте «Байдаевская». В 1986 году впервые в истории шахты он перешагнул 500-тысячный рубеж добычи угля. При плане 710,0 тысяч тонн угля с помощью комплекса 2 ОКП-70 добыто 795,2 тысяч тонн топлива. В 1987 году коллектив бригады взял обязательства добыть 1 миллион тонн угля при плане 790 тысяч тонн. Борьба за высокую производительность труда, культуру производства и образцовый порядок стала целью  членов бригады, правильная расстановка рабочих  мест, учет индивидуальных способностей каждого, систематический контроль за выполнением горных работ позволил бригаде с честью выполнить взятые на себя обязательства.

Ударно работали шахтерские коллективы всех угольных предприятий, к концу 80-х годов, досрочно выполнялись планы и обязательства, внедрялись новые технологии. Впервые в угольной промышленности среднесуточная добыча на комплексно-механизированный забой доведена до 1145 тонн. 46 бригад объединения «Южкузбассуголь» добывают по 1000 и более тонн в сутки, 17 бригад работают в 500-тысячном режиме. Это больше, чем в любом другом угольном регионе страны. Многое сделано для ускорения научно-технического прогресса, совершенствования технологии очистных и проходческих работ, механизации вспомогательных процессов, в результате с помощью механизированных комплексов осуществляется 93% угледобычи. Каждые сутки в шахтах южного Кузбасса добывается и отправляется потребителю сверх плана 3,5 тысяч тонн угля. Большая часть шахт работала с опережением графика. Все очистные и подготовительные бригады перешли на хозяйственный расчет, применяя передовые формы организации труда: заключались квартальные подряды с руководителями шахт, очистные и подготовительные бригады включали в свой состав инженерно-технических работников.

16 февраля 1944 года — взрыв газа, в результате которого погибло более 120 горняков.

 

Авария на шахте

Взрыв газа в шахте «Байдаевская» треста «Куйбышевуголь» г. Сталинск (Новокузнецк) 16 февраля 1944 года, в результате которого погибло более 120 горняков.

15 февраля в шахту спустились 215 рабочих третьей смены, 33 шахтостроителя, горный надзор и 80 заключенных с конвоем. Перед этим на горизонте +110 метров из-за отсутствия электроэнергии полсуток не работала вентиляция. Спуск людей разрешили под заверения, что энергия вот-вот будет включена.

16 февраля в 4:45 утра на первом квершлаге, в проходческом забое пласта № 16, горизонта +110 метров, в котором находились 12 человек, произошел взрыв метановоздушной смеси, усиленный взрывом угольной пыли.

Воздушная волна ударила вдоль квершлага, достигла горизонта +210 м. Там, по пласту № 10, в железных клетках под замком ожидали развода по рабочим местам заключенные. Еще 75 рабочих находились в пути к рабочим местам, шли по квершлагу. Раскаленные газы вызвали многочисленные пожары, которым способствовала подача свежего воздуха. Запылали деревянные стойки, на людях загорелась одежда. Угарный газ быстро распространялся по шахте, так как был включен вентилятор, лишь спустя некоторое время забойщик Суходоев сумел добраться и выключить его.

Плана ликвидации такой аварии у руководства не было, распоряжения о выводе шахтеров на поверхность были сделаны с опозданием. Горные мастера и бригадиры, боясь последующих обвинений в паникерстве, ждали указаний сверху. Тем временем люди под землей были предоставлены сами себе. Сразу погибли все шахтостроители и горняки одного из участков, остальные пытались спастись, но не смогли, работавшая вентиляция усиливала пожар и поток отравленных газов. Многие задохнулись, так и не добравшись до безопасных участков.

Лишь в 6 часов утра были вызваны начальник шахты М. В. Кузьмин, главный инженер шахты М. Фадеев, начальник вентиляции С. А. Дрогунов. Горноспасатели приехали на полчаса раньше начальства и, придя на горизонт +210 м, обнаружили, что все запасные выходы для спуска на +110 м завалены. На разборы завалов и временный ремонт ушло более суток.

В общей сложности погибло более 120 человек. 12 проходчиков погибли от взрыва, а остальные — машинисты электровоза, опрокидчики, слесари, газомерщики, и т. д. — задохнулись угарным газом (содержание окиси углерода достигало 4 %).

По свидетельству председателя совета ветеранов шахты «Байдаевская» Евгения Бессонова, погибло более тридцати заключенных, которые в момент аварии находились на 16-м пласту в зарешеченных вагонетках под наблюдением вооруженной охраны. Конвой попытался спастись, но заключенным никто не помог, и они погибли, задохнувшись угарным газом.

По другим данным все 80 заключенных были выведены на поверхность заключенным Степаном Устюговым, который ранее руководил участком на прокопьевской шахте имени Молотова. Он успокоил людей, затем поднялся на поверхность, нашел помощника начальника караула, сумел убедить его в необходимости вывести заключенных и спустился вниз, где караул, получив приказ, начал выводить людей.

По официальным, подтвержденным документами данным, в результате этой аварии погибло 80 человек. По свидетельствам очевидцев и другим косвенным данным — более 120. Среди них — 21 женщина и даже один американец.

Из воспоминаний ветерана шахты Карла Таубе:

«Я работал на аварийных работах. Мне было приказано доставать трупы. Мой 45-летний напарник не мог смотреть на изуродованные тела, поэтому я, 15-летний подросток, сам доставал их из матрацев и складывал рядом. Матрацы со страшным грузом крепились в шурфе на тросы. За эти тросы мы и тянули их наверх. За смену мы вытащили 28 человек. От взрыва возникли пожары, многие скончались от ожогов. Некоторых так и не нашли, и для них шахта стала могилой. Трупы же тех, кого удалось вытащить, анатомировали в шахтовой мойке, затем везли в клуб, а оттуда — на кладбище. Всего было тридцать подвод. Морозы в это время еще стояли сильные, потому глину рвали аммонитом, но она все равно трудно поддавалась. Пришлось рыть могилу вручную. Большая была, человек на восемьдесят.»

В Книге памяти шахтеров, погибших в период Великой Отечественной войны, указывается, что причиной аварии оказалась неисправная лампа газомерщика. После подачи электроэнергии перед началом работы газомерщик пошел проверить лампой Вольфа наличие метана. Его осветительная бензиновая лампа, как установила позже комиссия, оказалась неисправна.

По другой версии взрыв произошел из-за курения. По воспоминаниям старых шахтеров, тогда курили все, а на горизонте +210 даже разводили костры — погреться.

Еще одна версия: из-за порыва кабеля получилось замыкание, в результате искра попала в загазованную атмосферу.

Виновниками трагедии комиссия посчитала начальника вентиляции С. А. Дрогунова — 8 лет тюремного заключения, главного инженера шахты М. Фадеева — 2 года заключения. Главного механика Хребтова, которого во время поисково-спасательных работ не нашли, признали врагом народа и посчитали, что именно он проложил неисправный кабель в забой 16-го пласта +110 м. Лишь в 1950 году труп Хребтова был случайно обнаружен в забое, жена опознала его по болотным сапогам 46 размера и портянкам, которые сама шила.

В феврале 1944 года 87 человек, не имеющие родственников, похоронили в братской могиле на Байдаевском кладбище.

 

Трудовые биографии шахтеров

Бессонов Евгений Петрович

В ноябре 1955 года был переведен на шахту «Байдаевская», где занимал должности помощника начальника участка, помощника главного инженера, заместителя главного инженера по производству.

Добросовестно работая на занимаемых должностях, выполняя поставленные задачи по выполнению плана добычи угля и техническому оснащению шахты, внес огромный вклад в развитие шахты «Байдаевская». С 1963 по 1967 годы Бессонов Е.П. работает главным инженером шахты «Абашевская 3-4», где при его непосредственном участии была улучшена технология шахты, внедрена новая техника, создан очистной фронт и в результате проходки основных выработок в течение длительного времени было достигнуто систематическое перевыполнение плана по добыче угля.

В июле 1967 года Бессонов Е.П. был переведен заместителем директора по капитальному строительству на шахту «Байдаевская», где, в основном, занимался реконструкцией шахты по проходке клетьевого ствола, в результате чего было достигнуто развитие очистного фронта по добыче угля.

После окончания работ по капитальному строительству на шахте «Байдаевская» Бессонов Е.П. был направлен начальником участка на отстающий участок № 2, который систематически не выполнял план по добыче угля. Благодаря внедрению новой технологии в управлении кровлей, улучшению трудовой и производственной дисциплины среди рабочих и ИТР, уровень добычи угля был достигнут до 2000 тонн в сутки по сравнению с 120-200 тонн ранее добываемого участком.

Ежегодно перевыполняя план по добыче угля, работая без тяжелых травм и аварий, участок, руководимый Бессоновым Е.П., стал образцово-показательным по комбинату «Южкузбассуголь», куда неоднократно приезжали представители других шахт комбината по обмену опытом работы.

Во всесоюзном социалистическом соревновании участок № 2 неоднократно занимал призовые места.

В 1989 году, после отработки запасов угля по пласту «33», Бессонов Е.П. переводится начальником участка взрывных работ с одновременным заведыванием склада взрывных материалов.

В июле 1996 года Бессонов Е.П. вышел на пенсию, но постоянно, в течении 20 последних лет, принимает активное участие в работе Совета Ветеранов шахты, являясь вначале заместителем председателя Совета Ветеранов шахты «Байдаевская», затем председателем этой первичной организации, а в настоящее время членом Президиума городского Совета Ветеранов угольной промышленности. Огромную работу проводит по улучшению материального положения своих подопечных. Так в 2005 году в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне он добился для каждого пенсионера материального поощрения в размере 5 тысяч рублей каждому.

Бессонов Е.П. награжден следующими государственными наградами СССР, государственными наградами РФ, наградами органов государственной власти Кемеровской области:

- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» (1970г.),

- знак «Шахтерская слава» III степени (1977г.),

- медаль «Мастер-механизатор угольной промышленности» (1978г.),

- знак «Шахтерская слава» II степени (1979г.),

- медаль «Ветеран труда» (1980г.),

- медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» (2002г.),

- медаль «За веру и добро» (2005г.),

- знак «Шахтерская слава» I степени (2005г.),

- медаль «60 лет Дню Шахтера» (2007г.),

- медаль «90 лет Великой Октябрьской Социалистической революции» (2007г.),

- медаль «90 лет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи» (2007г.),

- медаль «65 лет Кемеровской области» (2008г.),

- медаль «За служение Кузбассу» (2009г.),- медаль «70 лет Кемеровской области» (2013г.).

 

Ерофеев Александр Павлович

(1929—1981) — бригадир проходчиков шахты "Байдаевская".

Родился 23 ноября 1929 года в селе Борисовка Уколовского района Рязанской области. 
В июне 1948 года после окончания ФЗУ устроился на шахту «Байдаевская» электрослесарем. Через полтора года работы стал взрывником. Вскоре вошел в состав комсомольско-молодежной проходческой бригады, а в начале 1953 года возглавил ее. 
В 1957 году за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития угольной промышленности, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 

Таубе Карл Карлович

В феврале 1943 года Карл Таубе впервые спустился в забой шахты «Байдаевской». Проработал он в ней до 1975 года. Таубе — выходец из крестьянской семьи, с детства привык к физическому труду, не понаслышке знает, что такое держать огород и скотину. 

Карл Таубе за 15 лет работы в забое прошёл более 15 км вы­работок. Его угольком можно было загрузить 583 железнодорожных вагонов. «На комбайне мне не пришлось поработать, всё только вручную. Это сейчас шахтёр на кнопки нажимает, а тогда - на пупок. Поэтому проходчики по два-три года работа­ли, больше не выдерживали, уходили», — рассказывалетеран.

О своём первом рекорде шахтёр рассказывает с деталь­ной точностью. Говорит, про­шёл 18 метров выработки на спор. «Сменщики вдвоём и пя­ти метров за смену не прошли. Но о моих успехах были наслы­шаны, говорят, что 7-8 метров я смогу взять. «Иду на пятнад­цать!» - заявил я и поспорил с ними на три литра водки. А в итоге прошёл 18 метров. До сих пор этот рекорд никто не побил!» — с гордостью расска­зывает Таубе.

 

Гуменник Яков Яковлевич

Его трудовая жизнь началась рано. Подростком пришел  на шахту. Начал с работы в мастерских. Молодой слесарь ремонтировал машины. Казалось бы, чего особенного? Но Яков Гуменник работал со страстью. По-своему видел он машины. Опыта не было, но каким-то внутренним чутьем он распознавал их достоинства и недостатки. И в каждой старался обязательно что-нибудь изменить, внести что-то новое, свое. Товарищи удивлялись, называли его выдумщиком, «чудаком с золотыми руками».
А время шло. Накапливался опыт, знания. Росло мастерство. Гуменник уже отличный механик, начальник мастерской. Его уважают, с ним советуются. Ремонт машин — важное дело. Но если ты чувствуешь, что можешь не только возвратить к жизни старую машину, но и создать новую, то это надо сделать. Надо!.. Книги приходят на помощь. Поддерживают товарищи. Настойчиво, терпеливо сидит над чертежами молодой новатор. Он верит: машина будет!

В 1954 г. изобретатель-самоучка Яков Гуменник создал первый в СССР опытный образец комбайна, предназначенного для добычи угля в шахтах, который назвал ПКГ-1(Проходческий комбайн Гуменника). ПКГ-1 - это самоходно-проходческая машина с планетарным исполнительным органом, предназначенная для проведения выработок сечением- 3,2 м2, главным образом, по углю. Опытный образец комбайна проходил испытания на шахтах Кузбасса. Средняя скорость проходки составила в процессе испытаний 6,5 пог. м в час, производительность рабочего составила 1,75 пог.м выработки в смену. Учитывая положительные результаты испытаний, Гипроуглемаш с участием автора спроектировал ряд более усовершенствованных моделей комбайна - ПКГ-2, затем ПКГ-3, ПКГ-4. На ПКГ-3 и ПКГ-4 были установлены мировые рекорды по добыче угля.
В 1958 г. в июльском номере журнала "Юный техник" вышла статья "Тяжёлое орудие химиков" инженера К. Виленской о Якове Гуменнике и его комбайнах. В те годы уголь стал уже не только источником энергии, но и сырьём для химической промышленности (капрон, удобрения, пластмассы, лаки и др.), поэтому и статья названа соответствующим образом. Предлагаю вам ознакомиться с той частью этой статьи, которая непросредственно касается комбайнов.

Правительство высоко оценило конструкторскую работу Я. Гуменника и его товарищей. За создание скоростного проходческого комбайна «ПКГ-3» он вместе с начальником шахты «Байдаевская» М. Ковальчуком 22 апреля 1958 года был удостоен почетного звания лауреата Ленинской премии.
Как же работает комбайн? Электромотор приводит во вращение главный вал комбайна. Через систему зубчатых передач его движение передается двум штангам, на которые насажены диски с зубками. Диски вращаются вокруг штанг, которые, в свою очередь, движутся вокруг главного вала. В результате этого диски с зубками движутся по сложным кривым — пространственным эпициклоидам, выдалбливая узкие кольцевые щели, между которыми остаются «гребешки». «Гребешки» по мере углубления дисков в забой скалываются «клеваками» — острыми выступами, установленными на штангах между дисками. Измельченный уголь подхватывают ковши, вращающиеся вокруг оси забоя. Они поднимают его вверх и ссыпают на конвейер.

Модель ПКГ-3

Фотогалерея

Видео